HISTORIA | 2018-08-14

Николай Новиченков. «Польский след» в истории Верхотурья (часть 1)

Часть I Речь Посполитая и Верхотурье в XVII веке*

 

Город Верхотурье был основан в 1598 году по указу царя Федора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, и на протяжении XVII века выполнял транзитно-транспортные и административно-военные функции, являясь перевалочной базой в ходе русской колонизации Сибири. Город был центром судостроения, центром горного освоения края, конфессиональным и пенитенциарным центром. Здесь находилась таможня на Главной (и единственно разрешенной) государевой дороге в Сибирь.

Верхотурье на карте из Чертежной книги Сибири 1701 г. С. У. Ремезова

 

Далекий сибирский город в своей 420 летней истории  отразил многие стороны русско-польских взаимоотношений  XVII-XX веков. На протяжении всего XVII века Россия вела войны с Польшей за территории, некогда входившие в состав Киевской Руси. Большинство воевод, управлявших городом и уездом в это время , принимали активное участие в событиях так называемого «смутного  времени» и последующих русско-польских войн. Так один из основателей Верхотурья, воевода Иван Воейков (царский стольник, чашник и опричник, участник Ливонской войны) в мае 1606 года участвовал в боярском заговоре под руководством князей Шуйских против Лжедмитрия I. Воейков умертвил самозванца, выстрелив в него из пищали. Верхотурские воеводы Барятинский Н.П., Пожарский –Лопата Д.П., Милославский Д.Н. освобождали от поляков Москву, сражались с Гетманом Хоткевичем  и отрядами пана Лисовского…

Причем, некоторые воеводы считали своими предками выходцев из Польши и Литвы. Так воевода Хрущов Ф.Г. имел польские корни. Родоначальник Хрущовых выехал из Польши  в Россию в 1493 году и принял православие.

Были воеводы, которые попадали в Верхотурье  не по своей воле и под конвоем.

Так, в 1619 году в Верхотурье сослан провинившийся перед новым русским царем  воевода Иванис Ададуров. Его обвинили в сдаче города Дорогобужа польскому королевичу Владиславу.

С самого основания города он стал местом ссылки. Уже с мая  1598 года из Москвы приходят грамоты о ссыльных. Так в феврале 1599 года от имени царя Бориса Годунова сообщалось: «По нашему указу посланы с Москвы на Верхотурье опальные люди Литва и черкасы и немцы…»

Вид Верхотурья в конце XVII в Гравюра

 

В грамоте от 16 сентября 1604 года указывалось о доставке в Верхотурье «беглого литвина Ятцка Высятцкого».

После поражения восстания Ивана Болотникова в грамоте царя Василия Шуйского было написано о присылке в Верхотурье «Тульских сидельцев литвы, и немец, и угрян (венгров) семнадцать человек»…

Через Верхотурье в Сибирь направлялось большое количество «опальных» и «вязней» (пленных) и город стал крупным центром пересылки. Тобольский воевода князь Черкасский, которому формально подчинялся верхотурский воевода  получил из Москвы наказ: « для присланных  вновь всех ссыльных людей на Верхотурье в пристойном месте сделать тюрьму крепкую». Так в августе 1619 года из Москвы сообщалось о ссылке в Томск в службу «литвина» Мартынко  Боржевицкого, которого должны были какое-то время содержать в Верхотурье, а затем сопроводить до места под конвоем.

 

Общий вид кремля и острога г. Верхотурья 1692–1693 годов (по описи И. Е. Циклера 1694 года). Реконструкция П. А. Корчагина и Е. А. Угрюмовой

 

Европейские наемники на польской службе, польско-литовские военные, взятые в плен, представляли большую ценность как специалисты в разных отраслях, не только в военном деле. Согласно царскому Указу 1664 года предписывалось обратить в православие и поверстать в службу сосланных в Сибирь польских и литовских людей. Часть «литовских» людей являлись выходцами с русских земель, вошедших в состав Польши, и были православными. Так, после получения Указа, Верхотурский воевода Колтовский пытался распространить его действие на проживавшего с 1659 года Верхотурье шляхтича Степана Станкеева. Получая жалованье от государства, Станкеев отказался служить. Воевода сократил жалование, используя это как способ давления на шляхтича. Станкеев пишет жалобы, объясняя, что он православный, а служить не может из-за увечья – «рука правая на бою в двух местах испробита».

Часть военнопленных, выбирая «из двух зол», шли на службу. Шляхтич Кунцеев Иван, польско-литовский «вязень» (пленный), был выслан в 1668 году на Верхотурье на службу в чине сына боярского. В 1687 году он мерил дорогу от Верхотурья до Пелыма.

Были случаи, когда бывшие военнопленные сами просились на русскую службу и желали остаться навсегда в России. Так шляхтич Труш (Трушкевич)  Ян (Иван) Андреев, польско-литовский «вязень» в 1666-1667 годах при очередном размене пленными с Польшей в Разрядном приказе изъявил желание остаться в России. С 1668 года он нес службу в Верхотурье в чине сына боярского. Адам Каменский-Длужик, пленный, высланный для службы в сибирских гарнизонах, писал: «Прибыли мы в Верхотурье; город этот людный, живности и товаров под достатком имеет. Деревни большие , урожаи хорошие. Родится здесь все, кроме гречки, которой здесь не знают. Река Тура идет под Верхотурьем камениста и быстра…» Особенно поразила пана Адама работа верхотурских таможенников:  «…мыто большое берут для царя. Купцов и воевод трясут, которые из Сибири едут».

Были случаи, когда бывшие враги России роднились с потомками тех, кто оказывал ожесточенное сопротивление русским столетием ранее. Так, сосланный в числе других «литовских людей» в Сибирь «иноземец» Андрей Бернацкий с 1649 года служил на Верхотурье. Свою дочь он выдал замуж за Семёна Андреевича Пелымского, праправнука воеводы Сибирского хана Кучума, князя Аблегирима.  С 1654 года князь Пелымский был поверстан в дети боярские по Верхотурью.

Отражались на верхотурском уезде и такие крупные внешнеполитические события, как окончание очередной русско-польской войны (1654–1667 годов) и размен пленными, учитывая, что таковых здесь всегда было много. Пленных «иноземцев» старались поверстать в службу и ссыльные часто занимали видные посты в воеводской администрации.

 

Верхотурская печать конца XVII века (с 1689 года)

23 мая 1673 года из Москвы на Верхотурье была отправлена грамота: «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, в Сибирь, на Верхотурье, столнику нашему и воеводе Федору Григорьевичу Хрущову да подьячему Савве Тютчеву. В прошлом во 175 году, по нашему великого Государя указу и по посолскому договору, велено на Верхотурье и верхотурского уезду в слободах и в деревнях, где сыщутся все вязни (военнопленные), от зачатия нынешния войны пойманные, духовные яко и мирские, шляхта и войсковые люди, старшие и молодчие, и челядь лезная, всякого чину и полу и богомолия люди, которые по указным статьям, по договору, похотять в сторону Королевского величества, прислать с Верхотурья к нам Великому Государю, к Москве, с нарочными гонцы; а которые похотят Полского народу вязни нам Великому Государю служить в государстве нашего Царьского Величества, и тем приносити челобитные за руками, и давати им наше Государево жалованье в приказ, смотря по людем, и нашу государеву милость им объявить, что мы Великий государь тех Полских вязней, которые похотят служить нам Великому государю, пожалуем в чины и нашим государевым денежным и хлебным жалованьем, полными оклады, по их породе и службам; да о том о всем велено к нам Великому Государю отписать».

Кроме тех бывших военнопленных, кто решил вернуться на родину, были и те, кто «бежали с дороги, и померли и на реках потонули», не добравшись до места ссылки. «И ныне мы Великий Государь указали: которые иноземцы, по нашим Великого Государя грамотам, взяты с Верхотурья к Москве и которых не стало, и тех иноземцев оклады их, деньги и хлеб и соль, из окладу выложить и в их место ни кого не верстать». Подьячему Савве Тютчеву предписывалось составить роспись выбывших иноземцев и отослать в Сибирский Приказ окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, «а другую такову же роспись, ты Савва за своею же рукою, впредь для спору, оставили на Верхотурье в Приказной избе».

В 17 веке в Верхотурье было две слободы, населенные выходцами из Польши и Литвы, так называемые «панские» слободы.

По «литовским спискам» вглубь России высылали также население с отвоеванных у Польши земель. Так, фамилия Литовские одна из старейших и достаточно распространенных в Верхотурском районе. Близ поселка Восточный до сих пор существует деревня Литовская.

 

 

 

*В 1569 году в результате Люблинской унии образовано единое польско-литовское государство Речь Посполитая.

 

Литература:

Новиченков Н.Н. «…На Верхотурье в пристойном месте сделать тюрьму крепкую…»/История пенитенциарных учреждений города Верхотурье (1598-2010) – Екатеринбург: ИПЦ УрФУ,2012.

Новиченков Н.Н. «От Царя и великого князя всеа Русии… в Сибирь, на Верхотурье, воеводам нашим…»/Верхотурские воеводы  XVII/.- Екатеринбург: ИПЦ УрФУ,2013.

 

 

 

Об авторе:
Новиченков Николай Николаевич, 1961 года рождения. Образование высшее — истфак УрГУ,
специализировался по археологии. 20 лет педагогического стажа. Член союза журналистов РФ.
С 2002 года — директор Серовского исторического музея. С 2007 года — директор Верхотурского
государственного историко-архитектурного музея-заповедника.