HISTORIA | 2017-03-01

ПОЛЬСКИЙ КОСТЕЛ или КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ. О католической общине Хабаровска конца XIX – начала XX вв.

За пределами европейской части Российской империи, католики, и, в первую очередь поляки стали появляться уже в начале XIX века. Так в Восточной Сибири уже в 1820 году был учрежден Иркутский римско-католический приход. Позже в районе Иркутска компактно проживали бывшие участники  польских восстаний 1863-1864 гг.

Примерно тогда же, лица, исповедующие католицизм, появились и на Дальнем Востоке.

Дальний Восток в большинстве публикаций на историческую тему любят изображать либо как дикое место, куда вынуждены были ехать безземельные крестьяне, гонимые нуждой либо как мрачное место каторжан. Но так ли это ?

Поскольку Дальний Восток был присоединен к Российской империи позже других земель, то и причины его заселения были иными. Обширные богатые территории давали переселенцам колоссальные возможности для развития и преумножения своего достатка. Причиной интенсивного переселения являлись необходимость освоения огромных территорий, присоединенных к России в результате подписания Айгунского договора с Китаем, а также, так называемое, аграрное перенаселение.  Освоение велось в первую очередь добровольными переселенцами и уж потом ссыльными.

Вслед за казаками-первопроходцами на ДВ потянулись жители из европейской части российской империи. А.П.Чехов, побывавший в Благовещенске в 1890 году, оставил такую запись: «…чрезвычайно интересный край, жизнь здесь кипит такая, о какой в Европе и понятия не имеют».

Католики появились в Хабаровска и Благовещенске одновременно с основанием этих городов в 1858 г. Это были поляки, белорусы, литовцы и даже французы.

Южная часть Дальнего Востока заселялась, в первую очередь, украинцами и белорусами селившимися компактно. Из западных губерний Российской империи вслед за ними потянулись поляки, которые не только заселяли, но и осваивали этот край.

Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан 18 февраля 1866 года по Указу Императора Александра II в Николаевске- на- Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства. Настоятелем прихода назначен о.Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области, где он служил викарием.

Приход составляли военнослужащие сухопутных войск и морского экипажа, личный состав которых был представлен поляками, литовцами и украинцами, рекрутированными в западных губерниях Империи, переселенцы из бывших польских губерний, ссыльно-поселенцы и сахалинские каторжане – участники польских национально-освободительных восстаний.    Большинство его прихожан были бедными, живущими в крайней нужде, церковная казна не пополнялась и священник вместе с прихожанами научился добывать и заготавливать мясо и рыбу, освоил ремесло изготовления одежды.  28 марта 1882 г. Радзишевский был  Высочайше награжден Золотым Наперстным Крестом.

В начале 1890 г. о.Радзишевский получил разрешения от Православного Святейшего Синода и  Его Высокопревосходительства Господина Министра Внутренних Дел на перенос прихода во Владивосток. На юге Приморской области в те годы 2610 человек назвали польский язык родным, из них 954 чел. находились во Владивостоке.

Но если история прихода Пресвятой Богородицы во Владивостоке исследована достаточно подробно, то о приходе Непорочного Зачатия Девы Марии в Хабаровске сведения достаточно скупые.

В те времена все значительные события в жизни человека и его семьи отражались в соответствующими записями в церковных учреждениях, а не в органах ЗАГСА.

Костел был построен в 1910 г., между тем, количество переселенцев-католиков  с каждым годом все возрастало. Поэтому записи о рождении, бракосочетании и т.п. до 1910 года производились в православных храмах. Но у жителей отдаленных сел даже такой возможности не было, ведь не всякая семья могла добраться до Хабаровска. Например, жителям села Соколовки Полетненской волости (ныне – в районе им. С.Лазо, Хабаровского края), где компактно проживали польские переселенцы, приходилось обращаться в ближайший православный Покровский храм, который находился за 40 км в с.Переяславка.

В метрических книгах Костела встречались примечания, что ранее была сделана соответствующая запись в православном храме. В записях костела встречаются такие фамилии, как: Доманские, Качеровские, Перчак, Яблонские, Сикорские, Крещук,  Михайловские, Олещук, Вишневские, Навроцкие, Ковальские, Радецкие, Врублевские, Войнаровские, Быш.  В  основном, это переселенцы из Каменец-Подольской губернии, Ямпольского уезда (ныне Хмельницкая область) и Ковенской губернии.

Попадались и довольно экзотические записи, например «турецко-подданный, уроженец г.Иерусалима Чахалян Павел пожелал быть крещенным в по римско-католическому вероисповеданию 28 мая 1911 г.»

Кроме того, такие фамилии, как Радецкие, Кузь, Вандалович, Притуляк, Штельмах, Заремба, Кос – были как у католиков, так и у православных, Последние, видимо, украинцы. Сикорские, Навроцкие, Михайловские, Яблонские, Мочульские, Зражевские, Залесские, Юзефович, Вандалович – встречаются и поныне.

Листая метрические книги, например Градо-Успенского православного собора Хабаровска, построенного в 1886 г. (крупнейший в ту пору храм) можно обнаружить прослойку католиков, составить представление об их национальности, истоки их миграции и примерное соотношение к православным.

Февраль 1895 год     О РОЖДЕНИИ№ 31 февраль 14 (рождение) | 19 (запись о рождении) сын (запись неразборчива)

РОДИТЕЛИ: Крестьянин Виленской губернии и уезда, Варнянской волости, Иоанн Симсонов Урданович, римско-католического вероисповедания, и законная жена его, Лидия Михайлова, православного вероисповедания.

Август  1895 год       О РОЖДЕНИИ№ /109   август 15 (рождение) | 15 (запись о рождении)  дочь Маргарита,

РОДИТЕЛИ: Французский подданный Альберт Францевич Купле дю-Роше, римско-католической веры и законная жена его, Елена Виссарионова, православной веры.

ВОСПРИЕМНИКИ: Классный военный топограф, коллежский ассесор Михаил Стефанов Кокшайский и дочь крестьянина Забайкальской области, Шилкинского селения, Виссариона Котельникова, девица Вера Виссарионова   

Январь 1904  год   О РОЖДЕНИИ№ 50  январь 21 (рождение)| 29 (запись) дочь Татиана

РОДИТЕЛИ: потомственный дворянин, Коллежский ассесор Александр Николаев Баранцев, православного вероисповедания, и законная жена его Ядвига-Анна Иоанновна,  римско-католического вероисповедания

 

Или вот такое любопытное Заявление от родителей-католиков.

ЗАЯВЛЕНИЕ.Я, нижеподписавшаяся, жена Коллежского секретаря Михалина Иосифовна Оранская,  римско-католического вероисповедания,  желаю,  чтобы дочь моя, Юлия, была крещеной в православную веру и обязуюсь воспитывать ее в традициях этой веры.

Гор. Хабаровск, марта 22 дня, 1895 года.

Михалина Иосифовна Оранская________

подпись руки госпожи Оранской удостоверяю

___________Полицмейстер                                                 Гербовая марка  80 коп.

___________Секретарь

Я, нижеподписавшийся, Коллежский секретарь Карл Карлович Оранский,  помощник контролера отдела Государственного банка, римско-католического вероисповедания… (далее – аналогичный текст)

 

Не менее интересными выглядят записи самого первого православного храма Хабаровска – Иннокентьевскойцеркви – храм Иннокентия Иркутского, построенного в 1869 г. (освящен 23 июня 1870 года), (И-85, опись44, № 138)   (записи воспроизводятся не полностью).

Запись о рождении за 1901 год, октября 24/  ноября 4 (запись) дочь Александра. Родители: крестьянин из ссыльных о.Сахалин Петр Петрович Сикорский, римско-католического вероисповедания, и жена его, Анна Терентиева, православного вероисповедания.
Запись о рождении за 1901 год, август 27/ ноябрь 11. Сын Николай. Родители: военный следователь подполковник Михаил Николаевич Петрашевский, римско-католического вероисповедания.

 

В газете ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ, выходившей в Хабаровске,

в № 121 за 21 апреля 1896 г., стр.11,  в Разделе РАЗНЫЕ ВЕДОМОСТИ указан

ВЕРОИСПОВЕДНЫЙ СОСТАВ населения Приамурского края

Забайкальская обл. Амурская обл. Приморская обл. о.Сахалин
Православных 64,5 % 63 % 72 % 69 %
Раскольников 6,3 10 1 0,13
Католиков 0,1 0,2 1,5 0,6
Протестантов 0,03 0,8 0,4 0,2
Евреев 0,95 0,2 0,7 0,03
Буддистов 25,3 16 11 ?

 

Поскольку Хабаровск в то время был центром Приморской области, в состав указанных в Таблице  1,5 %, входили и хабаровские католики.

1 декабря 1896 г. газета «Приамурские ведомости», выходившая в Хабаровске, сообщала, что на повестке дня Хабаровской городской думы стоит вопрос об отводе земельного участка для строительства молитвенного дома католиков в квартале № 74.  В том же году 13 апреля  в «Приамурских ведомостях» появилось объявление: «Хабаровский настоятель Римско-католического костела приглашает прихожан на 16 апреля с. г. к 1 часу для обсуждения текущих дел по окончанию постройки костела».   Поскольку поляки были самой многочисленной группой среди католиков, то храм так и называли: «польский костел», а не „Римско-католический” храм. По принципу – пишем «католики», говорим «поляки».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здание бывшей Хабаровской городской Думы

21 марта 1899 г.  «Приамурские ведомости» за подписью Л. Садовского сообщали о том, что: «В настоящем году разрешено построить в г. Хабаровске Римско-католический молитвенный дом», что выделено место, под постройку отведены 600 кв. саженей земли и что «пожертвования будут приниматься с благодарностью». Храм был освящён в 1910 г.  в честь Непорочного Зачатия Девы Марии. Так в дореволюционном Хабаровске возник Римско-католический костел, просуществовавший до 1924 года. Первым священником католической церкви был Домбровский. При приходе существовало благотворительное общество, которое оказывало медицинскую помощь,  вело культурно-просветительскую деятельность, оказывало помощь неимущим.    3

Здание костела в Хабаровске, 1920 год

 

С появлением католического храма соответствующие метрические записи велись уже   в нем. В Государственном архиве Хабаровского края хранятся Метрические книги Хабаровского прихода за 1910-1922 гг. (ГАХК, опись 44, фонд И-85).

 

Римско-Католический костел г.Хабаровск, записи в метрической книге 1910-1922г.г.

Капеллан Г.Юркевич, ксендз А.Эйсымонт

 

Петр Сикорский, род.07 февраля 1911г./15 февраля 1911г.крещен.Родители: крестьяне Киинской волости, Хабаровского уезда, дер Соколовка                        Елияш (Еліяш) и Францишка (урож.Мотучакова) Сикорские.

Восприемники: Иосиф с Юзефой Михайловские.

Францишек Хорошуха, род 19 марта 1911г./крещен 27 марта 1911г.От родителей: крестьяне.Гродненской губ, Белостокского уезда, Заблудовской волости Викентия и Юлии (урожд Рудайтис) Хорошуха.

Восприемники: Яков Марек со Стефанией Кос.

Иосиф Гресько, род.29 ноября 1910 г./ 31 марта 1911 г. крещен.От родителей: крестьяне Киинской волости, Хабаровского уезда, Приморской обл. Станислава и Иоанны (урожд. Крещук) Гресько. Сын род 29 ноября 1911г. в Новой Мураве Киинской вол., Хабаровского уезда.

Восприемник: Иосиф Михайловский.

Стефан Сикорский, род.22 марта 1911г./ 12 апреля 1911г. крещенОт родителей: кресть. Киинской волости, Хабаровского уезда, Приморской области, дер. Соколовка, Антона и Анели (урож. Перчак) Сикорских

Восприемники: Иосиф с Геноведой Михайловские.

 

Или вот, любопытное Заявление, уже из метриках Православного храма.:

Я, нижеподписавшийся, рядовой Хабаровской местной команды Ян Александрович Цунский, 27 лет, римско-католического вероисповедания, сим удостоверяю, что вступая в брак с дочерью крестьянской дер. Марусиной, Киинской вол., Хабаровского уезда, Приморской области, Зиновией Авксентиевной Шупиловой, 22 лет, православного вероиповедания, не буду ни поносить свою супругу за православие, ни склонять ее чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что рожденные в сим браке дети крещены и воспитаны будут в правилах православного вероисповедания.

Рядовой Хабаровской местной команды Ян Цунский  22 апреля 1904г.

 

Брак заключен в Градо-Хабаровской Иннокентьевской церкви.

Восприемник по невесте – младший надзиратель Амурской инженерной дистанции Каллитрат Болеславов Шепельский.

 

Но все это – в далеком прошлом. А что же сейчас ? Где эти люди, что родились на дальневосточной земле, и что стало с этими храмами, и существуют ли эти села, названия которых напоминают их историческую родину ?

Село Соколовка существует и поныне. Жители его носят в основном русские фамилии.    В советское время здесь было большое движение населения, а поляки-переселенцы выехали еще в 20-е годы.

Хабаровск, разумеется,  стоит на своем месте и даже сохранилось здание костела на ул. Театральной, 16 , правда. внешний вид его никак не напоминает храм: нет купола, не сохранился двор – лишь толстые кирпичные стены, не сохранилось второе здание № 14, да само расположение здания, сориентированное по сторонам света не особо вписывается в планировку улицы. Со стороны Амурского бульвара его загораживает жилая пятиэтажка, а на фоне стоящей рядом 5-й гимназии бывший костел просто теряется.

Вскоре после вхождения ДВР в состав РСФСР, поляки и литовцы стали массово переезжать в свои вновь обретенные государства. 1 октября 1932 года Постановлением Президиума Дальневосточного Краевого Исполнительного Комитета N 1378 Польский Костел в г.Хабаровске (Римско-католическая церковь) был закрыт. В советское время в бывшем храме находились различные учреждения. Ныне здание принадлежит органам здравоохранения.

1 октября 1993 г., решением Управления юстиции Администрации Хабаровского края     № 55 в Хабаровске вновь было зарегистрировано римско-католическое религиозное объединение «Преображение Господне».

В ноябре 1997 года в Католический приход Хабаровского края прибыли священники из Миссионерского общества США „Меринолл” отцы Эдвард Шоеллманн и Бенедикт Звебер. При перерегистрации в 2000 году общине было возвращено её историческое имя – «Непорочного Зачатия Девы Марии».

1

 

Здание бывшего костела в Хабаровске

Помимо возрожденной общины в городах Хабаровского края созданы и официально зарегистрированы новые католические общины: в Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре. В посёлке Джонка нанайского района проживает семья старейшей католички Левчик Елены Станиславовны. (http://catholicnews.far.ru/ )                                  По официальной статистике Римско-Католической церкви, по состоянию на 2005 год,     на 15 500 000 человек, проживающих на территории Епа́рхия Свято́го Ио́сифа (до февраля 2002 года существовавшая как апостольская  администратура Восточной Сибири), 52 000 (0,3 %) являются католиками. На территории епархии действуют 39 церковнослужителей, то есть, на 1 священника приходится 1333 католика.(Википедия).

Следует заметить, что нынешняя епархия охватывает в несколько раз больше территории (дополнительно включает Красноярский, Иркутский и Якутский деканаты), чем в ранее приведенной таблице.

Описанные выше наблюдения касаются, в основном Хабаровска, тема хабаровских  католиков и польских переселенцев еще слабо изучена. Возможно, что самые интересные находки и открытия в этой области еще впереди.

Андрей КОБЕЦ