HISTORIA | 2016-10-17

Стефан Джевецкий (1844 — 1938)

367px-stefan_drzewiecki

 

Стефан Джевецкий (род. 26 июля 1844 в Кунке, ум. 23 апреля 1938, Париж) – польский инженер, изобретатель, пионер подводного плавания и авиации.

Родился на Подолье, в селе Кунка Гайсинского уезда, в польской дворянской семье с патриотическими традициями. Дед Стефана, Иосиф Джевецкий, служил при Костюшко и Домбровском, а отец Карл (Кароль), драматург, принимал участие в ноябрьском восстании. Детство будущий изобретатель провел в Ясковицах Летичевского уезда. В раннем возрасте он был отправлен родителями во Францию, окончил среднюю школу в парижском районе Отей, а затем поступил в парижскую Ecole Centrale, где окончил математические курсы с высокой наградой и получил диплом инженера. В возрасте 19 лет, узнав о начале январского восстания, вернулся в Польшу. Из-за краха очередного польского национального порыва, расстроенный Джевецкий через несколько лет покинул страну и поселился на короткое время во Франции. Начало франко-прусской войны, осада Парижа, а непосредственное участие в Парижской Коммуне, в конечном счете, склонили Джевецкого уехать в Вену.

Венский период

Там были созданы первые известные изобретения Джевецкого, которые он представил на Выставке в Вене в 1872 году. За два из них – циркуль для конических сечений и регулятор паровых и гидравлических двигателей, он получил награды. После этого Джевецкий представил на выставке автоматическую сцепку для железнодорожных вагонов, регистратор скорости поездов и дромограф – прибор, автоматически чертящий на карте курс плывущего корабля. На последнее из этих изобретений обратил внимание пребывающий на выставке русский Великий Князь Константин, который сообщил Джевецкому: „Назначаю вас членом и консультантом Технического Комитета Российского флома с зарплатой 500 рублей в месяц. Прошу также представить смету на выполнение дромографа, соответствующая сумма будет вам выплачена по прибытии в Санкт-Петербург”. Джевецкий принял предложение и приглашение, после чего отправился в Россию.

480px-brockhaus_and_efron_encyclopedic_dictionary_b47_060-2

Российский период

После проведенных польским инженером усовершенствований, дромограф вошел в обиход в российском флоте. Тем временем вспыхнула очередная русско-турецкая война, в которой Джевецкий лично принял участие. За бесстрашие и отвагу он был награжден орденом Св. Георгия IV класса. Перед военными событиями Джевецкий начал работу над конструкцией нового подводного корабля. Результат своей работы он представил в 1877 году в Одессе. Это была первая подводная лодка (одноместная) приводимая в движение силой человеческих мышц – пропеллером, приводимым в движение с помощью ножного привода. Первым испытателем стал сам конструктор, который на глазах у зрителей проплыл под военным кораблем, стоящим в порту. Джевецкий был также первым, кто применил перископ на подлодке. В течение последующих пятнадцати лет конструктор работал для российского военно-морского флота, улучшая свои изобретения (почти каждый год появлялись новые суда, все большего водоизмещения) и вводя новые, пионерские, такие как: первая четырехместная подводная лодка (1881), первая подводная лодка с электрическим приводом (1888), разработанный совместно с российским кораблестроителем Алексеем Крыловым проект непотопляемой подводной лодки с паровым двигателем и водоизмещением 120 тонн (удостоен первой премии на Международном Конкурсе в Париже в 1898 году). С 1877 года под руководством Джевецкого было построено 50 четырехместных подводных лодок. Однако, из-за невозможности реализации в России многих проектных планов, Джевецкий решил в 1892 году вернуться во Францию, в парижский Отёй.

640px-%d0%bf%d0%bb_%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%b2%d0%b5%d1%86%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be_1

После возвращения во Францию

Возвращение не было концом работы изобретателя над подводным судоходством и не положило конец его влиянию на русский флот. В 1901 адмиралтейства России и Франции приняли на вооружение торпедные установки конструкции Джевецкого, а в 1908 году россияне построили подводную лодку по его проекту общим весом в 350 тонн с двигателем внутреннего сгорания. Одним из последних проектов Джевецкого в области судоходства была подводная лодка, броня которой состояла из залитой в пространство между листами воды, что по замыслу изобретателя должно было смягчать удар. Этот проект так и не дожил до реализации.

Через пару лет по возвращении во Францию Джевецкий стал там уважаемым изобретателем в области судоходства (упомянутые торпедные установки). Между тем, еще в России начался период увлечения изобретателя аэронавтикой. Малоизвестный факт, однако Джевецкий был первым ученым, который заявил, что возможен полет машины тяжелее воздуха. По его словам,  это должен был быть планер, движущийся с соответствующей скоростью и создающий с направлением движения угол атаки. В 1887 году (еще в Петербурге) Джевецкий написал первую работу в области авиации – Аэропланы в природе, которая не встретила особого признания научного сообщества. В 1892 году была издана по-французски (как и все последующие работы ученого) еще одна работа, которая также как и предыдущая, была результатом наблюдения за птицами – Les oiseaux considérés comme des aeroplanes animés („Птицы, как живые самолеты”). Она включала в себя углубленное математическое обоснование мнений, высказанных автором в предыдущей работе, обсуждала вопросы сопротивления воздуха и давала понятие об оптимальном угле наклона крыльев. Одно из последних крупных научных  произведений изобретателя – L’aviation de demain („Авиация завтрашнего дня”) – многими считается основой современной аэродинамики. В 1909 году Джевецкий выпустил работу Les hélices aériennes. Théorie générale des propulseur hélicoidaux („Воздушные пропеллеры. Общая теория винтовых двигателей”), будущую продолжением вышедшего в 1892 метода учета определения лопастных винтов. Пионерская теория пропеллеров Джевецкого была в целом принята в науке и награждена французской Академией Наук в 1920 году. В том же году Джевецкий опубликовал свою очередную работу „Общая теория винтового двигателя”.

В области авиации польский изобретатель не ограничивался исключительно теоретическими работами. В 1909 году он представил прототип планера „Canard”, который оборудовал хвостовым винтом и – что было новаторской процедурой  – автоматическим стабилизирующим устройством. В 1913 был создан аэроплан „Джевецкий”, на котором тестировались его решения. В течение многих лет он был популярной фигурой во французском научном, а его дом всегда был открыт для многочисленной группы молодых польских и французских ученых и стал частым местом их диспутов. По инициативе Джевецкого была построена первая во Франции аэродинамическая труба.

Почти до конца первой мировой войны Джевецкий работал в своей экспериментальной лаборатории Eiffel на улице Буало, 67 в парижском районе Отей, сосредоточившись под конец жизни на дальнейших исследованиях винтов. Долгое время оставался в добром здравии, до такой степени, что однажды услышал от страхового агента: Месье Джевецкий, Вы разрушите наше общество!

На момент смерти ему было более чем 93 года.

Джевецкий поддерживал польские научные исследования в области воздухоплавания, а в завещании отписал польскому государству свою парижскую мастерскую в Отей. В 1929 году он получил звание Почетного Члена польской организации „Лига Противовоздушной Обороны Государства”.

Список изобретений и нововведений Джевецкого

  • счетчик километража для конного транспорта (1867),
  • циркуль для конических сечений,
  • регулятор паровых и гидравлических двигателей,
  • автоматическая сцепка для железнодорожных вагонов,
  • регистратор скорости поездов,
  • дромограф – прибор, автоматически чертящий на карте курс плывущего корабля (1873),
  • первая подводная лодка, приводимая в движение силой человеческих мышц,
  • первое применение перископа на подлодке,
  • первая подводная лодка с электрическим приводом, питавшимся от аккумуляторов (1888),
  • подводная лодка с водяной броней,
  • общая теория винтовых двигателей,
  • самолет с автоматическим стабилизирующим устройством,
  • аэродинамическая труба.

Источник

Википедия, Свободная энциклопедия – Stefan Drzewiecki

Ilustracje

Fot.Wikimedia Commons/Vitold Muratov
Fot.Wikimedia Commons/Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary (1890—1907)

Fot.Wikimedia Commons/Domena publiczna